• USD 59.18 -0.17
  • EUR 69.44 -0.16
  • BRENT 62.56 +0.54%

Татарстан: В элитах началось брожение, СМИ ведут информационные войны

Рустам Минниханов. Фото: inkazan.ru

В Татарстане на фоне откровенного саботажа поручений президента России Владимира Путина по «языковому вопросу» усиливается разочарование действиями руководства республики, причем недовольны и жители, вполне лояльные федеральному центру, и татарские националисты. Отсутствие адекватной реакции на последние «вызовы Москвы» начинает сказываться и на «элите» — в ней нарастает глухое раздражение, выплескивающееся на страницы контролируемых СМИ.

На сегодняшний момент можно констатировать: банковский кризис рубежа 2016−2017 годов, когда лопнули шесть региональных банков Татарстана (Татфондбанк, Булгар-банк, Интех-банк, Татагропромбанк, Спурт-банк, Анкор-банк); провал попытки перезаключения договора о разграничении полномочий между Казанью и Москвой, а также перспектива потери «принудиловики» по татарскому языку в школах серьезно ослабили позиции этнократии. Даже периодически запускаемая в СМИ информация о возможном объединении Татарстана с соседними регионами (предпринимавшаяся Казанским кремлем и ранее для «этнической мобилизации») уже не кажется откровенным блефом.

Все это выливается в битвы на татарстанском медиа-поле, которое давно поделено между «разными командами» правящей элиты. То там, то здесь идет слив информации, которая характеризует «обратную сторону медали» жизнедеятельности «удащливых» (так в Татарстане сейчас называют выходцев из глубинки республики, получивших доступ к кормушке за счет родственных связей). В результате даже ярым сторонникам самостийности республики, вроде татарских национал-сепаратистов, крайне сложно защищать и оправдывать действия Казанского кремля.

Если еще 10 лет назад объективную информацию о реально происходящих процессах в Татарстане можно было узнать только от оппозиционеров-одиночек (типа бывшего пресс-секретаря экс-президента Татарстана Ирека Муртазина, выпустившего в 2007 году книгу «Последний президент Татарстана» про Минтимера Шаймиева и его клан, за что Муртазин попал в колонию с формулировкой «за разжигание ненависти к социальной группе „власть“») и крайне узкого круга относительно не ангажированных изданий вроде газеты «Вечерняя Казань», то сегодня подобных ресурсов значительно больше.

Так, среди новых игроков можно назвать портал R16.Ru, редакция которого располагается в Набережных Челнах. Интернет-издание занимает независимую позицию, это заметно уже по тому, как оно освещает «языковой конфликт» в регионе — сегодня это своего рода лакмусовая бумажка на управляемость Казанским кремлем. Портал быстро набрал популярность, предоставляя возможность высказываться родителям, недовольным «принудиловкой» по татарскому, поскольку издания, обслуживающие этнократию, их мнение напрочь игнорируют.

Коллизии порой принимают неожиданный оборот. Характерна в этой связи внезапная публикация про «татарстанского Суслова» — заместителя руководителя Аппарата президента Татарстана — начальника Департамента внутренней политики Александра Терентьева на портале In Kazan, принадлежащем холдингу «Ура Медиа». Текст рассказывает о карьере чиновника. Авторы «наезда» на Терентьева указывают на любопытную закономерность: несмотря на провалы во внутренней политике и отсутствие способностей, бывший комсомольский функционер, присягнувший на верность Минтимеру Шаймиеву, все время «оставался на плаву». В материале также описываются методы работы АП Татарстана (например, создание «ручных» национальных организаций), стиль работы (нежелание прислушаться к критике), а также «кухня» взаимодействия со СМИ.

Для непосвященных поясню, что основные участники информационного пространства Татарстана, как республики с полуфеодальным управлением, имеют своих патронов. Речь идет не только о гегемоне — медиа-холдинге АО «Татмедиа», полностью контролируемом Казанским кремлем и непосредственно руководителем АП РТ Асгатом Сафаровым, но и о других СМИ.

Например, казанская «деловая электронная газета Татарстана» «Бизнес Online» (учредитель — ООО «Бизнес Медия Холдинг», директор Рашид Галямов), в которой регулярно печатаются татарские националисты, близка к исполкому Казани и лично к мэру Ильсуру Метшину. При этом издание никогда не обижает ни нынешнего президента Минниханова, ни бывшего — Минтимера Шаймиева. Только один свежий пример: в июле 2017 года казанские СМИ сообщили о факте получения взятки вице-мэром Казани Иваном Кузнецовым. Если другие СМИ вволю «потоптались по теме», то «Бизнес Online» дала лишь краткие сообщения.

Конкурентом «Бизнес Online» с недавних пор выступает «Реальное время», принадлежащее корпорации «ТАИФ». Оба издания друг друга недолюбливают, пишут об одних и тех же событиях, но подача информации разная. Естественно, что никакой критики в адрес Минтимера Шаймиева, его сыновей Айрата и Радика, которым принадлежит «ТАИФ», даже на уровне комментариев в «Реальном времени» не допускается. Зато оба издания дружно критикуют Москву «за вмешательство в дела республики». Тут у официозных татарстанских СМИ царит полное единодушие.

Из других местных изданий можно отметить «Казанский репортер» и действующий по франшизе «МК в Казани», которые контролируются владельцем одной из самых крупных строительных компаний в республике — ПСО «Казань» — Равилем Зиганшиным. После перехода «под крыло компании» содержание обеих изданий стало официозным и серым.

Однако, такая ситуация с разделом рынка в настоящее время стремительно меняется. Всему виной — новые средства коммуникации в виде социальных сетей, каналов на YouTube и мессенджеров. Последние все больше набирают популярность.

Так, в мессенджере Telegram функционируют анонимные каналы (наиболее интересные из них — «Неудаща» и «Шалтай Бабай»), где «сливаются» факты из кулуарной жизни, появляются прогнозы возможных кадровых перестановок. Доверять полностью подобной информации нельзя, однако есть примеры, когда она подтверждается. Это заставляет нервничать местных чиновников, в частности, Казанский кремль, который не знает и боится новых технологий.

Понять, кому конкретно принадлежат данные ресурсы, пока не удается ни АП Татарстана, ни широким массам пользователей, которым, впрочем, это и не особо интересно. Публикуемые факты близки к реальности, поэтому информация из жизни «удащливых» быстро расходится в сети. Причем доверие к ней значительно выше, чем к «традиционным» татарстанским СМИ.

Тем не менее, в Казанском кремле все же пытаются «успеть за паровозом». К примеру, один из криптоканалов в Telegram «Аппаратная» публикует слухи о возможных кадровых решениях и курируется одним из подотчетных Александру Терентьеву медиа-предпринимателей Ярославом Муравьевым, в прошлом — собственником интернет-издания Kazan First (ныне в подчинении «Татмедиа»). Сам Муравьев, правда, свое отношение к каналу «Аппаратная» не подтверждает.

Наряду с этим стоит отметить и появление нескольких видеоблогов на YouTube, в которых также рассказывается об особенностях политического процесса в Татарстане. В частности, получил известность видеоканал «Арт Видео», который ведет Артур Довгань. Недавно свой видеоканал завел экс-депутат горсовета Набережных Челнов Сергей Еретнов, имеющий репутацию местного оппозиционера и «правдоруба».

В заключение хочу повторить, что политические провалы татарстанского руководства все чаще становятся «секретом Полишинеля», их замечают широкие слои населения республики. А начавшиеся подковерные разборки «элиты Татарстана», прорывающиеся в информационное пространство, свидетельствуют о потере управляемости. Все это говорит об ослаблении влияния правящей верхушки республики, методы работы с населением которой сильно устарели.

Сергей Николаев, политолог

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2017/11/04/tatarstan-v-elitah-nachalos-brozhenie-smi-vedut-informacionnye-voyny
Опубликовано 4 ноября 2017 в 19:27
Все новости

21.11.2017

Загрузить ещё
Аналитика
Ноябрь 2017
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
ВКонтакте
Нажмите «Нравится»,чтобы
читать EurAsia Daily в Facebook
Нажмите «Подписаться»,чтобы
читать EurAsia Daily во ВКонтакте
Спасибо, я уже с вами