• USD 63.88 -0.10
  • EUR 68.16 +0.03
  • BRENT 54.46 +0.95%

Репортажи российских СМИ о «майдане» не к месту: русофобии и «американского следа» в Ереване нет

За последние два дня российские СМИ приложили все возможные усилия, чтобы посеять ростки русофобии в армянском обществе, а потом величаво об этом вещать. Пока что у них это слабо получается, но кто знает, что будет, если эта тенденция продолжится.

Для справки: монопольный оператор «Электрические сети Армении» каким-то непонятным «чудом», а на деле неэффективным управлением, роскошной жизнью своего менеджмента и колоссальными необоснованными затратами накопил долгов на общую сумму $250 млн.

Чтобы покрыть этот долг, в компании решили прибегнуть к проверенному способу — обобрать население, взвинтив цены на поставляемую людям электроэнергию. 7 мая ЭСА подала в заявку в Государственную комиссию по регулированию услуг Армении (КРОУ) на повышение тарифа на 1 кВт. ч с 41,85 драмов до 58,93 драмов днем и с 31,85 до 48,93 драмов ночью. То есть монополист решил просто поднять цену на 40%, нужно было лишь формальное согласие государства.

Государство в лице КРОУ решило удовлетворить заявку, но частично. Вместо 17 драмов комиссия предложила компромисс — почти 7 драмов, то есть +16% к стоимости электроэнергии вместо 40%. В ответ «Электрические сети Армении» заявили о том, что при таком раскладе не смогут гарантировать стабильность и качество предоставляемых ими услуг.

На фоне этих событий в Ереване люди вышли на улицы. Сформировалось гражданское движение «Нет грабежу!», участники которого справедливо полагают, что их грабят. Люди требуют у властей страны найти способы решить вопрос без повышения тарифной ставки. В итоге в ночь с 22 на 23 июня активисты провели сидячую акцию перед резиденцией президента Армении, которая, в коне концов, закончилась тем, что в 5:30 утра полицейские разогнали митингующих. Их оставалось человек 500. Отобрав камеры, разбив фотоаппараты, отобрав носители информации у журналистов, полиция взялась за избиение активистов.

На следующий день на улицы Еревана вышли уже 10−12 тысяч человек — все прошло без инцидентов, 24 июня вечером на проспекте Баграмяна были все 15−17 тыс. человек. Участники акции скандировали лозунг «Отменить!», имея в виду решение КРОУ. Кроме того, они пели патриотические песни, читали стихи, рисовали плакаты, рассказывали друг другу анекдоты. Описанное выше — сухая действительность, то, что мы видели своими глазами вечером 24 июня. И эта действительность разительно отличается от той картины, которую рисуют некоторые российские СМИ, описывая ереванские протесты в своих репортажах.

Одним из первых отличился Виталий Арутюнян. Он подготовил специальный «репортаж» для «России 1». Ведущая в эфире утверждает, что митингующих «спровоцировали нападать на сотрудников правопорядка». Во-первых, либо стражей правопорядка, либо сотрудников полиции. Во-вторых, это просто ложь и дезинформация, митингующие не нападали на полицейских. Более того, до разгона в ночь с 22 по 23 июня замначальника ереванского управления полиции Валерий Осипян часами общался как с активистами, так и с журналистами. В ту ночь собравшиеся на проспекте Баграмяна скандировали, в том числе, лозунг «Полиция — это мы!».

Далее в кадре уже сам Арутюнян. С серьезным видом он говорит, что «начались активные действия», что митингующие, в числе которых якобы есть радикально настроенные провокаторы, «пошли на полицию» и что они «начинают закидывать, пытаются расшатать ситуацию». Он утверждает, что «полиция была вынуждена применить водометы для разгона после того, как разъяренная толпа попыталась наброситься на сотрудников полиции».

«Вообще, протест в Армении имеет общие корни с протестами в Грузии и на Украине. Людей в определенном месте собирают также — через соцсети. В толпе есть провокаторы, которые отвергают предложение властей начать диалог и в нужный момент поднимают и зажигают народ», — говорит персонаж. Кроме того, Арутюняну показалось примечательным, что на проспекте Баграмяна расположены «посольства ключевых европейских стран».

В конце «репортажа» Виталий Арутюнян выдал еще одну порцию лжи. Корреспонденту «России 1» показалось, что Генпрокуратура Армении изучает сообщения о том, что подогреть и спровоцировать народ пытаются «некоторые некоммерческие организации», большая часть из которых живет на американские деньги.

Нужно ли говорить, что «сообщение» армянской прокуратуры — выдумка? В принципе, это очевидно.

Организаторы акций протеста в Ереване неоднократно заявляли: они за мирный протест, никаких стычек или волнений не хотят и не допустят. Более того, по их словам, именно поэтому была выбрана сидячая форма протеста, призванная показать исключительно миролюбивый характер акции. Но в «России 24» на это предпочли закрыть глаза. Ведущая Анастасия Ефимова заявила, что таким обрзом активисты удерживают равновесие под струей водомета. По ее словам, «специфическое знание, как именно вести себя в подобной ситуации, конечно, наводит на мысли».

«И пусть уже нашлись правозащитники — почти как в Киеве полтора года назад, — готовые оправдать нарушение закона…», — проводит она прямую аналогию с киевским «майданом». После этого Ефимова ищет, как приплести сюда США, и — браво! — находит: видите ли, на следующий день фракция «Армянского национального конгресса» покинула зал заседаний парламента Армении в знак протеста, а у руководимого экс-президентом Левоном Тер-Петросяном АНК штаб-квартира в Ереване, а вот филиал — в США, так чем же далекий Ереван заинтересовал Вашингтон?..

Это всего два примера из российского телеэфира, их много. Но по сравнению с остальными медиа это просто невинные цветочки. Например, российские и армянские интернет-ресурсы просто взорвал бывший депутат Госдумы, член общественной палаты РФ Сергей Марков. В своем Facebook он написал вот такой текст: «Волнения спровоцированы повышением цен на электричество, но это предлог. Причина, попытка оппозиции захватить власть через цветную революцию. В Армении сильная оппозиция и она давно готовилась к этому. У демонстрантов есть много флагов ЕС, есть даже черно красные флаги Правого Сектора. Подготовленные десятки боевиков прорывают цепи полиции. Полиция разгоняла не демонстрантов, а попытку захватить площадку для ереванского Майдана путем бессрочной сидячей забастовки. Если демонстрации пойдут мирно, что вряд ли, то власть будет себя вести мирно и даже цены на электричество понизятся. А если будут попытки силой захватывать общественное пространство, то власть ответит силой тоже, помня судьбу Януковича. Эта атака на Ереван ожидалась, как реакция на не подписание полуколониального договора об Ассоциации с ЕС и за присоединение к Евразийскому союзу. Наверняка среди демонстрантов много боевиков из Украины, а руководят вынесенным внешним штабом те же политтехнологи что и киевским Майданом. Пока этих фактов не видно, но они появятся почти наверняка. Ни о каких спонтанных народных демонстрациях в Ереване речи идти не может. Все технологично, главная цель организаторов сейчас, добиться пролития крови». (орфография оригинала сохранена).

Тут даже комментировать нечего, политолог несет откровенный бред. Только вот личность Маркова хорошо известна в Армении, местные СМИ часто к нему обращаются за комментариями, а слухи о его привилегированном положении в глазах Кремля заставляют армянских пользователей задуматься.

Возмутило еще одно высказывание, на этот раз члена комитета Совета Федерации по международным делам Игоря Морозова. Тот в интервью «РИА Новости» заявил, что нынешние «события в Армении один в один повторяют первую фазу госпереворота на Украине. „Член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов считает, что нынешние события в Армении „один в один“ повторяют первую фазу госпереворота на Украине, и отмечает, что США могут управлять развитием событий“, — написало агентство в статье под названием „СФ: события в Армении повторяют первую фазу переворота на Украине“.

Таким образом, если пост Маркова — это просто частное мнение человека, считающего себя экспертом, то „РИА Новости“ подает материал от имени Совета Федерации РФ.

Газета „Взгляд“ выпустила большую статью, где автор пишет: „Общий вектор протестной идеологии пока направлен только против правительства, но в перспективе связан с идеей изменения внешнеполитического курса Армении. Отрыв Армении от общих связей и судеб с Россией возможен не через прямую антироссийскую агитацию“. Статья так и называется: „Протесты в Армении в перспективе могут стать антироссийскими“.

Очередь врунишек дошла до „Аргументов и фактов“: „Крики о недопустимости повышения цен на электроэнергию все чаще смешиваются с лозунгами о недопустимости размещения в Армении российских военных баз, появляются и откровенно националистические призывы“, — пишет газета. На наш письменный (правда, частный) вопрос о том, „вы это точно про Армению написали, не напутали?“ ответа не поступило.

Газета „Известия“ дала комментарий первого зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерия Рашкина. Он „посоветовал руководству Армении выслать американского посла Ричарда Миллса из страны за подстрекательство“. Такое заявление коммунист сделал после того, как представители посольства США обвинили армянских правоохранителей в неправомерном применении силы против демонстрантов», — пишет издание.

Примеров много. Российские СМИ всячески пытаются придать геополитический окрас чисто социальному протесту. Чаще всего для этого используется откровенная ложь, выдернутая из контекста информация, хромые акценты и нелепые аналогии. В Ереване нет боевиков с Украины, флаг «Правого сектора» никто в глаза не видел, на полицейских никто не нападал, а антироссийских лозунгов, тем более затрагивающих вопрос 102-й российской военной базы в Гюмри, нет и подавно. Правда в том, что протестующих не интересуют ни Россия, ни США, ни НКО, ни гранты. Они получают в среднем 150 тыс. драмов ($315) в месяц, 35−50% из которых уходит на оплату счетов за свет. Они не хотят платить еще больше, никто в Армении не хочет.

Впрочем, если быть честными до конца, вечером 24 июня кое-что на «антироссийскую» тему появилось. Молодая девушка стояла у трибуны с плакатом, на котором было написано «РТР, ОРТ, НТВ, ВЕСТИ — В Ж**У!». А корреспондентка LifeNews делала репортаж с митинга на фоне другого плаката с аналогичным посылом, но только в адрес «России 24». Учитывая вышесказанное, а также многое из того, о чем мы сознательно умолчали, появление таких плакатов — дело времени и результат истерии, развернутой российскими средствами массовой информации.

Напоследок можно сказать вот что: в принципе, в Армении понимают, что российские СМИ работают в несколько специфической атмосфере. Но это Россия, и не надо путать ее с Арменией. Хоть и маленький, но — народ, в хоть и маленькой, но — стране, может совершенно иначе смотреть на вещи, и раз уж Армения и Россия — стратегические партнеры, населенные братскими народами, то следует быть внимательнее друг к другу.

В конце концов, отказывая армянскому народу в праве самостоятельно выйти на протест в столице своей страны, российские СМИ просто-напросто унижают его, выставляя безмозглым манекеном в руках каких-то забугорных кукловодов. Эту ошибку они повторяют из раза в раз: во время протестов против роста тарифов за проезд на общественном транспорте в 2013 году, прошлогодних протестов против пенсионной реформы, волнений после убийства русским солдатом Валерием Пермяковым семьи в Гюмри. Но в Армении унижения не забывают, и чаша может внезапно наполниться. Не стоит играть с самолюбием союзника.

Эмиль Бабаян

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2015/06/25/protesty-v-erevane-nekorrektnoe-osveshchenie-rossiyskimi-smi-vyzyvaet-negodovanie-v-armenii
Опубликовано 25 июня 2015 в 12:47
Все новости

03.12.2016

Загрузить ещё
Аналитика
Facebook
Twitter
Нажмите «Нравится»,чтобы
читать EurAsia Daily в Facebook
Нажмите «Подписаться»,чтобы
читать EurAsia Daily во ВКонтакте
Спасибо, я уже с вами