Меню
  • $ 91.08 +0.13
  • 98.95
  • BR 90.06 +0.64%

«Обоюдоострое»: Зачем канал RTVI тащит в Россию «оппозиционный» контент?

Иллюстрация: radioportal.ru

В рамках десятого пакета санкций против России Евросоюз 24 февраля 2022 года продолжил наступление на российские СМИ, ориентированные на зарубежную аудиторию: он запретил вещание в ЕС арабской службы RT и радио Sputnik (другие языковые «пакеты» RT были запрещены в ЕС и на территории прочих стран «антироссийской коалиции» еще ранее).

Россия, в свою очередь, предпринимает регулярные попытки защиты собственного информационного пространства от недружественных «голосов». Месяцем ранее, 26 января 2023 года, Минюст по требованию Генпрокуратуры РФ признал нежелательным в России базирующееся в Латвии СМИ русскоязычное СМИ «Медуза»*, к тому времени уже имевшее статус «иноагента». Еще раньше в России были признаны иноагентами и заблокированы ресурсы DW*, русской службы BBC и многочисленные информационно-пропагандистские сателлиты «Радио Свобода»*.

Отмечены случаи, когда СМИ признается нежелательным и Россией, и ее противниками. В декабре 2022 года внесенный на территории РФ в реестр СМИ-иноагентов и считавшийся радикально оппозиционным телеканал «Дождь»* был со скандалом лишен латвийской лицензии, а затем его вещание было запрещено на территории Литвы, Эстонии и других стран Евросоюза. Как иронизировала по этому поводу официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, в «тоталитарной» России канал «Дождь»* вещал 12 лет, а в «свободной Европе» — всего 4,5 месяца. В скобках отметим, что и признанную нежелательной в РФ «Медузу»* многие представители ее «целевой аудитории» за рубежом считают недостаточно «антироссийской» и периодически пытаются бойкотировать.

В сухом остатке, к настоящему моменту на территории ЕС, США и примкнувших к ним стран «антироссийского блока» практически полностью заблокированы независимые источники информации, хотя бы отчасти имеющие «пророссийскую» окраску. Россия, в свою очередь, приняла симметричные меры в отношении русскоязычных СМИ из недружественных стран. Но, как это часто бывает, из этого вроде бы логичного и понятного правила находятся любопытные исключения.

Показательна ситуация вокруг последнего независимого от российского государства актива в области условного «иновещания» — телеканала RTVI. На январь 2023 года для него заявлено вещание на территории 159 стран мира с суммарной аудиторией около 20 млн человек. В России RTVI развивает сайт, YouTube-каналы, Telegram-каналы и социальные сети. Телекомпания имеет 14 собственных корреспондентских точек в городах Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Москва, Тель-Авив, Берлин, Рига, Ереван, Бишкек, Астана, Киев, Таллин, Париж, Лондон и Вильнюс. Управление телеканалом проводится через 2 основных офиса — американский и российский. Собственником телеканала, основанного некогда небезызвестным российско-израильским предпринимателем Владимиром Гусинским, с 2019 года считается американский бизнесмен Микаэль Исраелян.

В первые месяцы после начала СВО RTVI занимал сдержанно-выжидательную позицию, с легко читаемым пророссийским уклоном. Но примерно с мая 2022 года формат и тональность вещания этого американо-российского проекта стали постепенно меняться. А вместе с ними произошли и изменения в структуре собственности ряда его производящих «дочек», которые специалистами рынка были сочтены по меньшей мере странными.

В частности, без каких-либо анонсов и комментариев для СМИ сменился владелец ООО «ЭРТИВИАЙ СТУДИЯ» — компании, производящей для телеканала RTVI большую часть телевизионных программ и шоу. В мае 2022 года собственником 30% акций компании и ее генеральным директором становится Филипп Долгоруков. А уже к сентябрю 2022 года Долгоруков консолидирует на себе 100% акций продакшена.

Согласно годовой финансовой отчетности за предшествовавший сделке 2021 финансовый год, выручка ООО «ЭРТИВИАЙ СТУДИЯ» составила 563 млн. рублей, чистая прибыль -почти 5 млн. рублей. На 31.12.2021 баланс ООО «ЭРТИВИАЙ СТУДИЯ» оценивался на уровне 669 млн рублей, за год увеличившись на 132,5%. Учитывая показатели прибыли и балансную стоимость активов компании, стоимость сделки по передаче 100% ее акций можно было бы приблизительно оценить в сумму порядка 1 млрд. рублей.

Вряд ли медиаменеджер Филипп Долгоруков обладал собственными средствами в таком объёме. Ранее он упоминался в СМИ как рядовой продюсер телеканала ТНТ. В одном из интервью он, в частности, раскрывал секреты успеха реалити-шоу ДОМ-2. Специалисты на такой позиции, по оценкам наших источников, редко имеют годовой доход более 2 млн. рублей. Но это не помешало ему вдруг стать владельцем миллиардного актива.

Любопытно, что Филипп Долгоруков также упоминается в открытых источниках в качестве креативного директора телеканала RTVI, т. е. формально он выступает и в качестве заказчика контента для эфира телекомпании, и в качестве его основного производителя. В обычной деловой практике такую ситуацию назвали бы «конфликтом интересов», но в RTVI это, видимо, никого не смущает.

Филипп Долгоруков отказался комментировать EADaily стоимость сделки и источники ее финансирования, предложив обратиться с соответствующими официальными запросами в пресс-службу RTVI.

С сентября минувшего года (сразу после смены собственника и руководства основного «продакшена») эфир RTVI заметно поменялся. Внесенный в реестр СМИ-иноагентов бывший главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов** теперь ведет на телеканале авторскую программу «Если наступит завтра», в которой периодически беседует о «российском режиме» и «российской агрессии» с такими видными специалистами по нашей стране, как президент Латвии; глава чешского МИДа и глава Евросовета. Любопытно, что Венедиктов, судя по-всему, занял в эфирной сетке обновленного RTVI место патриотически настроенного журналиста Максима Шевченко, программа которого последний раз выходила на канале как раз около 8 месяцев назад. Среди больших и широко цитируемых «эксклюзивов» обновленного RTVI можно отметить, к примеру, обстоятельное интервью с внесенным в реестр иноагентов предпринимателем-эмигрантом Борисом Зиминым** или прогнозы на 2023 год от признанного иноагентом Евгения Чичваркина**.

Тогда же, в мае 2022 года, поменяла собственника и другая производящая структура RTVI — ООО «ЭРТИВИАЙ ПРОДАКШН», которая занимается поддержкой и развитием контентных проектов телеканала в интернете — прежде всего это зарегистрированный в РФ в качестве отдельного СМИ официальный сайт, а также ориентированные на российскую аудиторию Youtube и Телеграм-каналы. Генеральным директором и собственником 100% акций компании с годовой выручкой в 990 млн. рублей стала некая Анна Дмитрик — о профессиональном пути которой до прихода в RTVI из открытых источников вообще ничего не известно.

Информационная политика сайта RTVI с приходом нового генерального директора и номинального собственника (в одном лице) также заметно поменялась. В настоящее время на нем, к примеру, регулярно публикуются заявления осужденного в России к 9 годам лишения свободы Алексея Навального, анонсируются «антивоенные» и антироссийские ролики, типа недавнего клипа группы Pet Shop Boys. К годовщине проведения СВО сайт RTVI подготовил специальный проект с провокационным названием «ВО*НА и МИР». В свою очередь, в телеграм-каналах RTVI регулярно публикуются данные по потерям и беженцам, источником которых выступают официальные лица Украины. Впрочем, публикации сопровождаются стыдливыми замечаниями о том, что доверять этим цифрам не следует.

Опрошенные нами на условиях анонимности специалисты рынка видят в происходящих на RTVI кадровых и содержательных изменениях попытки собственников уберечь свой актив от неприятностей и в России, где он по-прежнему доступен в полном объёме, и на зарубежных рынках. Где, как показал пример с телеканалом «Дождь»*, можно столкнуться с «отменой» при малейшем подозрении на хотя бы минимальную «лояльность» к РФ.

«Усиление общей оппозиционности RTVI по отношению к РФ — мера скорее вынужденная, они делают то, что ждет от них их основная (зарубежная) аудитория и многочисленные западные „цензоры“. Другой вопрос, что именно недружественный по отношению к России контент RTVI становится самым востребованным, цитируемым и раскрученным и внутри РФ. Этим побочным ущербом до времени можно было пренебречь, т.к. внутри России аудитория у RTVI традиционно была невелика. Но смена собственников и руководителей у ключевых производящих „дочек“ в РФ сильно меняет общую картину. Если собственник головного RTVI требует „хороших цифр“ роста, то самый простой способ их показать для новой продюсерской команды — это начать „окучивать“ именно российскую аудиторию, т.к. внутри России им есть, куда расти. Но расти в РФ за счет интервью с [Евгением] Чичваркиным** или [Борисом] Зиминым** — история обоюдоострая. Чтобы понимать и прогнозировать последствия такой стратегии, помимо менеджерских и чисто продюсерских компетенцией нужно еще и понятное политическое чутьё, которого амбициозной молодёжи может не хватать», — констатирует источник на медиарынке.

CEO RTVI Ольга Пивень отказалась побеседовать с корреспондентом EADaily про обновленную стратегию развития телеканала и ее возможную взаимосвязь с прошлогодними изменениями в структуре основных «продакшенов». Как и Филипп Долгоруков, она предложила по всем вопросам общаться исключительно через пресс-службу RTVI.

*Организация, выполняющая функции иностранного агента

**Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2023/02/27/oboyudoostroe-zachem-kanal-rtvi-tashchit-v-rossiyu-oppozicionnyy-kontent
Опубликовано 27 февраля 2023 в 16:49
Все новости
Загрузить ещё
Опрос
Как влияют на Вашу жизнь мигранты?
Результаты опросов
ВКонтакте