Меню
  • USD 76.17
  • EUR 90.20
  • BRENT 46.62 +1.74%

«Спутник» на чужой орбите, или Что происходит с российским иновещанием в СНГ

Русская девушка Катя, мечтающая выучить «кыргызский» язык. Фото: Sputnik / Табылды Кадырбеков.

Сегодня информационные войны приобрели особое значение, позволяя получать результаты, которые зачастую важнее реальных военных побед и поражений. Одни и те же события, которые еще не так давно на уровне массового сознания вызывали однозначную оценку, в наши дни могут быть вывернуты наизнанку и искажены до неузнаваемости. Россия, не имеющая в информационных войнах столь значительного опыта, как США и Западная Европа, регулярно оказывается в неудобных и противоречивых ситуациях. Огромные государственные средства — деньги налогоплательщиков, выделяемые на СМИ, — тратятся куда менее эффективно, чем у западных коллег, и часто без ясной цели.

Примером может служить ФГУП МИА «Россия сегодня», созданное на базе РИА «Новости». Международная медиагруппа проводит странную политику, которую трудно назвать иначе, чем стремлением угодить «и нашим, и вашим». К англоязычным сайтам МИА вопросов нет — они выдержаны в духе «генеральной линии партии». Прекрасно себя зарекомендовал в англоязычной аудитории телеканал Russia Today, ставший непреходящей головной болью Госдепа США, структур ЕС и НАТО, а также других «заинтересованных лиц».

В то же время немало вопросов возникает в связи с деятельностью сайтов Sputnik, новостного агентства и радио с мультимедийными информационными хабами в десятках стран. На первый взгляд, содержание этих сайтов является совершенно нормальным и соответствует политике информационного обеспечения интересов российского государства. Русскоязычная аудитория открывает русскоязычные страницы и, изредка, — англоязычные. Странности начинаются в «национальных» версиях зарубежных сайтов Sputnik.

Возьмём, к примеру, два сайта — белорусский и киргизский. Белоруссия и Киргизия — партнёры России по Евразийскому союзу, члены ОДКБ и других интеграционных структур, едва не вошедшие в пресловутый антироссийский «санитарный кордон», о котором мечтали американские геополитики. С Белоруссией у России существует ещё и Союзное государство.

Русскоязычные версии белорусского и киргизского сайтов «Спутника» характеризуют стандартный контент из местных новостей и техническое исполнение на хорошем уровне. Однако даже там сотрудники российского (?) медиахолдинга умудряются выкладывать публикации, которые скрыто или явно пропагандируют антироссийские установки. Так, в одной из статей улыбающаяся с фотографии «русская девушка Катя» (корреспондент «Спутника» Екатерина Михайлова) приводит 7 причин выучить даже не «киргизский», а «кыргызский» язык, на ходу коверкая родной русский. Работая журналисткой, жительница Киргизии Катя пришла к обычному для всех постсоветских этнократий постулату — «не знать язык своей же Родины никуда не годится!». «Будучи школьницей, верила, что я кыргызка… Все бы было хорошо, и, возможно, я бы до сих пор ни разу не почувствовала себя русской, если бы не незнание кыргызского языка», — откровенничает Катя, являющаяся сотрудником портала, задачей которого является продвижение российских национальных интересов. Видимо, авторы «Спутника» считают, что в их число входит ассимиляция русских в ближнем зарубежье.

«Я не планирую становиться золотой келинкой, но со знанием кыргызского языка у меня появится конкурентное преимущество в борьбе за сердца отечественных джигитов. Приятно ведь, наверное, когда о теплых и нежных чувствах шепчут на ушко на родном и близком сердцу языке?» — так «русская девушка Катя» характеризует одну из причин того, почему ей необходимо немедленно выучить «кыргызский».

Статус русского языка в странах бывшего СССР является одной из главных мишеней информационных и идеологических войн, которые ведутся против России. Где есть русский язык, там есть и Русский мир, а где нет русского языка, там нет Русского мира, и едва ли уместно говорить не только о союзниках, но даже и просто о надежных партнёрах России. Как показывают тенденции последних лет, для властей бывших советских республик вытеснение русского языка является первоочередной задачей, позволяющей оформить не только русофобскую «национальную идею», но и встать на откровенно прозападные позиции. И в этой ситуации российский сайт открыто призывает русское население считать «родным» и изучать киргизский язык, который завтра будет использоваться не наряду с русским, а вместо него.

В свою очередь, белорусскоязычная версия сайта «Спутник» создает впечатление, что её задачей является органичное дополнение таких известных местных русофобских изданий, как «Наша Нива» (за успехами которой традиционно следят заинтересованные лица в США) или «Белорусский партизан» (ранее поддерживавшийся фондом «Династия», а ныне осваивающий западные гранты на украинском направлении). С местными националистическими интернет-ресурсами у «Спутника» полное совпадение взглядов, трактовок истории и культурного контекста. Ведется такая же раскрутка местечковых деятелей — русофобствующих публицистов, музыкантов и прочих представителей «свободных профессий». Совсем нетрудно с ходу выбрать пяток фамилий из тех, кого «продвигает» российский (?) Sputnik, чтобы через поисковик в Интернете узнать, что эти деятели думают о русских и России, как себя позиционируют в местной среде.

Например, из музыкантов пропагандируется русофобская группа «Дзецюки» («Пацаны»), которых раскручивают польский телеканал «Белсат» (финансируется правительством Польши), сайт «Хартия 97» и другие националистические ресурсы. «Дзецюки» открыто прославляют головорезов типа Булак-Булаховича или «лесных братьев», воевавших на стороне фашистов. Не обошли вниманием и Сергея Михалка, вокалиста групп «Ляпис Трубецкой» и «Брутто». Поклонник украинского майдана ранее высказался о России следующим образом: «Любому авторитарному, с имперскими амбициями государству удобно иметь как можно больше незаинтересованных рабов. Не случайно символ российской власти — медведь. Он что в природе делает? Гребёт под себя, спит да жрёт». Столь же русофобскими были и его высказывания о Донбассе: «За неделю в Восточной Украине я собственными глазами увидел, что пресловутые восточноукраинские сепаратизм и русофильство — не более чем российский военно-политический трюк, братская з… па в кармане, которая имеет мало общего с реальными желаниями местных жителей. Есть гэбэшный сценарий, медиа-напалм и гопники-титушки со спитыми напрочь рожами — вопрос в том, достаточно ли силы у власти и смелости у жителей Востока, чтобы этот сценарий сломать». Нашлось место на сайте и для большого интервью русофоба и националиста Лявона Вольского, не так давно ехидно предлагавшего в соцсетях остроумные варианты срыва выступления в Минске историка Николая Старикова. Журналисты «Спутника» посчитали важной также новость об отъезде на полгода в Польшу рок-музыканта Дмитрия Войтюшкевича, который также известен как ярый националист, пропагандирующий в своем творчестве «национальное возрождение» и «мову».

Помимо музыкантов-русофобов, «Спутник» внес свою лепту и в популяризацию известных лишь в очень узких кругах белорусских писателей, большинство из которых пытаются привлечь к себе внимание не литературными достижениями, а антироссийскими высказываниями. Адам Глобус, регулярно появляющийся в различных разделах сайта «Спутника» как писатель, на других ресурсах предельно ясно выразил свою политическую позицию в отношении России: «Русские нацисты вслед за немецкими разделяют народы на вредные и нужные… Вся Российская империя заболела жестким нацизмом. На наших глазах он начинался с ненависти к чеченцам и грузинам, всем кавказцам и прибалтам, а теперь ненависть к украинцам превзошла все самые пессимистические прогнозы». Уже предсказуемо сайт уделяет большое внимание Светлане Алексиевич, получившей в 2015 году Нобелевскую премию за третьесортную русофобскую публицистику. На страницах сайта читатели могут узнать о том, что Алексиевич получила премию «Книга года» в Чехии, или о том, как её встречали с цветами в минском аэропорту многочисленные поклонники после вручения Нобелевской премии. Если уж «Спутник» рекламирует Алексиевич, то следовало бы делать это последовательно и опубликовать её нобелевскую речь, переполненную ненавистью к России. Вот лишь несколько характерных цитат из её выступления за несколько дней до встречи в аэропорту: «Два главных русских слова: война и тюрьма. Своровал, погулял, сел … вышел и опять сел… Русская жизнь должна быть злая, ничтожная, тогда душа поднимается, она осознает, что не принадлежит этому миру … Чем грязнее и кровавее, тем больше для нее простора … Русские воюют с украинцами. С братьями. У меня отец — белорус, мать — украинка. И так у многих. Русские самолеты бомбят Сирию …»

Тематика белорусского национализма, который целиком выстроен на ненависти к России, скрыто или явно прослеживается в большинстве публикаций «Спутника», создавая ложное впечатление, что именно русофобскими и националистическими фантазиями озабочена большая часть белорусского общества. Махровый национализм пропагандируется «Спутником» в таких формах, которые даже на русофобских сайтах обычно адресованы самым узколобым фанатикам «тысячелетней» белорусской истории, ВКЛ и «вышиванок». Так, например, на сайте сообщается о националистической кампании «Цитируй свое!», предлагающей начать «год белорусского мышления» с издания сборника цитат «белорусских мыслителей», которые призваны стать частью мышления и идентичности современного белоруса.

В разделе «Родина» («Спадчына») можно обнаружить новости о Великом княжестве Литовском как важнейшем этапе белорусской истории, об особенностях «национальной» белорусской кухни, которая всерьёз исследуется на историческом факультете Белгосуниверситета наряду с некими местечковыми фольклорными обрядами, о том, что белорусы собирают деньги на установку памятника ненавистнику России Тадеушу Костюшко, о необходимости реставрации поместья польских магнатов Радзивиллов в Несвиже и даже о празднике встречи весны в Литве. О России, которая, судя по темам, не может быть для белорусов Родиной, в этом разделе нет ни слова. Из культурных новостей можно узнать об издании на белорусском языке польского комикса с антироссийским сюжетом о разделе Речи Посполитой, опубликованном в издательстве «Логвинов», существующем на западные гранты. В продолжение пропаганды польских корней белорусского народа опубликована статья к 250-летию Михала Клеафаса Огинского, полонез которого «едва не стал белорусским гимном». Можно привести и множество других примеров, показывающих, что журналисты «Спутника» не пропустили ни одной избитой русофобской темы националистических СМИ.

Характерно, что и другие новости «Спутника» копируют формат западных либеральных СМИ, привлекая внимание, например, к проблемам белорусских гомосексуалистов в Литве или участию белорусских феминисток в международной акции «Один миллиард восставших» (One Billion Rising). Призванный защищать национальные интересы России «Спутник» интересует всё что угодно, но только не русская культура и не проблемы русских в Белоруссии. И, разумеется, никакой критики растущей русофобии или проводимой властями «белорусизации» с выраженным антироссийским акцентом.

Почему Sputnik не интересуется проблемами русских в Белоруссии? Об организациях российских соотечественников на сайте нет ни слова. Точно так же полностью игнорируются русские писатели, музыканты и другие деятели культуры. При этом «Спутник», вращаясь вокруг определенного круга незначительных и тенденциозно отобранных белорусских новостей, не только формирует у читателя полностью изолированное от всего российского провинциальное сознание, но и активно насаждает польскую и литовскую культуру в духе исторического ревизионизма. Если собрать из различных источников антироссийские высказывания всех русофобов, которые обосновались на белорусскоязычном сайте «Спутника», то получится целая книга, тот самый цитатник «белорусских мыслителей», который, с точки зрения националистов, необходим для формирования идентичности современного белоруса (или, как они говорят, «белАруса»). Проделана большая и откровенно антироссийская работа, результатам которой могут позавидовать многие СМИ, существующие на западные гранты и ведущие информационную войну против России. Всё это оплачено деньгами российских налогоплательщиков. Зарплата журналиста белорусского «Спутника» сопоставима с зарплатой профессора со степенью доктора наук на хорошей административной должности в не самом плохом белорусском вузе. О такой зарплате могут мечтать врач в Калуге и учитель в Челябинске.

Выходит, что «Спутник» на деньги российских налогоплательщиков занимается совсем не тем, чем должен. Или, перефразируя известного мэра-боксёра, «не только лишь тем». Не совсем понятно, с какой целью сайт, являющийся проектом российской медиагруппы, продвигает национализм, русофобию, искажённое восприятие России и русских. Особенно трудно это понять, когда нет никаких объяснений подобной установке со стороны руководства МИА. Едва ли можно указать некие объективные причины, которые заставили российский сайт фактически включиться в активную информационную войну против России. Всё указывает на то, что бюджетные деньги оказались в руках «плохих парней», как выражаются американские коллеги редакторов «национальных» страниц «Спутника». Видимо, подбор кадров в коллективы на местах проходил по каким-то очень странным критериям. Иначе происходящее объяснить невозможно.

Итак, чего же добивается руководство России таким ведением информационной работы и расходом средств налогоплательщиков в нынешнее непростое время? Если нет ясной собственной позиции в отношении информационных войн, то стоит перенять опыт противника. Петр I учился у шведов — не пора ли учиться у американцев? Пока же трудно отделаться от ощущения, что «Спутник» сбился с курса и прочно обосновался на чужой орбите.

Артур Григорьев

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2016/02/16/sputnik-na-chuzhoy-orbite-ili-chto-proishodit-s-rossiyskim-inoveshchaniem-v-sng
Опубликовано 16 февраля 2016 в 17:17
Добавьте EAD в свои источники:Яндекс-Новости Google News
Все новости

23.11.2020

Загрузить ещё
Актуальные сюжеты
Facebook
ТОП-10
  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц
  1. Журналистка из США, интервьюировавшая Путина, сбежала из Нью-Йорка 79797
  2. Армения огласила список передаваемых Азербайджану городов и сёл в Карабахе 28855
  3. Минсообщения Латвии попросило Россию остановить падение грузопотока 28505
  4. С серьезными травмами лица госпитализирован актер Павел Прилучный 22663
  5. СМИ: Известна главная причина разногласий России и Турции по Карабаху 22090
  6. Президент Карабаха поблагодарил Россию за помощь: события ночи 23 ноября 20481
  7. «Духов»: Как Пашинян спровоцировал войну и почему ее проиграл — источники 16824
  8. Болгар пугают «русским вирусом», превращающим людей в зомби с 2021 года 14659
  9. Успеть до Байдена: Израиль выбивает Иран из Сирии глубокими авиаударами 13015
  10. Из-за политики Санду по Приднестровью Украина потеряет Одессу — эксперт 12517
  1. Иранский снайпер рассматривал президента Азербайджана на границе в прицел 379589
  2. В Москве ответили на призывы Санду вывести миротворцев из Приднестровья 206300
  3. Журналистка из США, интервьюировавшая Путина, сбежала из Нью-Йорка 128771
  4. Закат «стремящегося к мести» Эрдогана: Турция взорвётся изнутри — мнение 127839
  5. Российский атомный «грузовик» застрял на полпути к Антарктиде 109819
  6. Путин: Отказ Пашиняна по Шуши стал неожиданным 80182
  7. Подделали 300 тыс. бюллетеней: Тощий Джо рассказал, как они помогли Байдену 75733
  8. В Туркмении люди дерутся в очередях за продуктами — СМИ 75587
  9. Тактика блицкрига: Баку окунулся в кровавую бойню в Карабахе — мнение 72347
  10. Лукашенко предлагает Латвии сохранить братские отношения 69582
  1. Основные различия симптомов Covid-19 от ОРВИ и гриппа — памятка 443671
  2. «Вторжение» в зону России: военный корабль Норвегии следует Севморпутем 393281
  3. Иранский снайпер рассматривал президента Азербайджана на границе в прицел 379589
  4. Дональд Трамп вопреки всем прогнозам вновь выигрывает выборы президента США 364448
  5. Покинувшие Лукашенко чиновники ждут смены власти: события ночи 1 ноября 347394
  6. В Москве ответили на призывы Санду вывести миротворцев из Приднестровья 206300
  7. Впереди война: предсказания афонского старца Паисия Святогорца сбываются? 199280
  8. Лавров: Россию всё больше беспокоит тема боевиков в Карабахе 188706
  9. Журналистка из США, интервьюировавшая Путина, сбежала из Нью-Йорка 128771
  10. Иранский генерал: «Мы не потерпим изменения географии в Закавказье» 128141