• USD 65.82 +0.32
  • EUR 75.42 +0.14
  • BRENT 79.35

Ленинский принцип партийности грузинской журналистики

Давид Какабадзе. фото: Accent.com.ge

В конце января Давид Какабадзе — директор грузинской службы Радио «Свобода», возглавлявший ее с 2005 года, был освобожден от занимаемой должности. Он сам подтвердил свое увольнение и объяснил его серьезными разногласиями с высшим руководством Радио Свободная Европа/Радио «Свободы». Для самого журналиста увольнение не стало неожиданностью.

«Когда происходит конфликт один раз, возникают разногласия между начальством и тобой, потом легче, могут придираться за каждую мелочь, и такое происходило. К сожалению, сложилась такая ситуация, что конкретные люди, являющиеся сегодня руководителями радио, не любят, когда с ними спорят, или не согласны», — отметил Какабадзе.

Так чем же вызвал неудовольствие своего высшего руководства директор грузинской службы Давид Какабадзе? Для него это тоже не является тайной. По его словам, руководство выше всего ценит рейтинги и именно на них обращает внимание, но главной виной редактора посчитали нежелание его сотрудничества с оппозиционной телекомпанией «Рустави 2». Об этой телекомпании мы писали уже много раз. После прихода к власти «Единого национального движения» во главе с Михаилом Саакашвили она была просто отобрана у законных хозяев и превращена в рупор идей «националов». Эта политическая сила с журналистами особо не церемонилась, да впрочем, как и вообще со всеми. Оппозиционная телекомпания «Имеди», принадлежащая бизнесмену Бадри Патаркацишвили, была среди белого дня просто захвачена лихим налетом вооруженного спецназа, который аккуратненько уложил журналистов носом в паркет.

После поражения на выборах «националы» были вынуждены вернуть «Имеди» ее законным владельцам, а вот с «Рустави 2» вышло иначе. Законные владельцы, даже после выигранного судебного процесса, до сих пор не могут вернуть свою собственность. Причина в том, что в Вашингтоне возврат награбленного посчитали «посягательством на свободу слова». Здесь в пору только разводить руками, но, очевидно, на таких принципах «справедливости» должен быть основан современный мир эпохи «Пакс Американа».

Давид Какабадзе относительно «Рустави 2», как и большая часть населения Грузии, не питал особых иллюзий, но оказался довольно наивным человеком. Он заявил следующее: «В условиях, в которых сегодня находится медиа среда Грузии, мы должны искать таких партнеров, которые в меньшей степени ассоциируются с конкретной политической силой». Такую же позицию разделяли и все сотрудники грузинской службы радио.

Рейтинг сам по себе не может быть фетишем. В конце концов, всем известно, что рейтинг можно поднять до заоблачных высот, муссируя самые грязные скандалы. Журналисты грузинской службы «Радио Свобода», как оказалось, достаточно наивно полагали, что их главными качествами должны быть объективность и беспристрастность. Именно по этой причине за беспристрастность Радио «Свобода» объявила поддержку вещателю Аджарии, несмотря на низкий рейтинг. В конце концов, это ведь не коммерческая развлекательная организация.

«Для меня большая радость, что общество выразило такую поддержку. В конечном итоге это то, для чего мы работаем. Уволят меня или нет, главное — наша миссия, беспристрастность, объективность, аналитика, и информация, которой не хватает странам, где пресса не полностью свободная».

▼ читать продолжение новости ▼

Но вот тут точка зрения Давида Какабадзе абсолютно не совпала с точкой зрения высшего руководства в Вашингтоне. Позиции руководства Радио Свободная Европа/Радио Свобода и грузинской службы не совпали, что наряду с несколькими другими вопросами, породило острые разногласия между директором службы Давидом Какабадзе и главным редактором компании Ненадом Пейчем, у которого, очевидно, существуют собственные критерии оценки «объективности и беспристрастности». Разрешить все эти трения менеджмент решил простым, но радикальным методом — убрать «непонятливого» директора грузинской службы. Но тут произошла маленькая неожиданность. Весь состав редакции полностью солидаризировался со своим коллегой и направил письменный протест на имя президента РСЕ/РС Тома Кента. В своем письме журналисты отмечают, что увольнение Давида Какабадзе поддержал руководитель федерального агентства по управлению Радио Свободной Европы, а так же исполнительный директор вещательного совета Джон Лансинг, который был назначен во время администрации Барака Обамы. Журналисты прямо обвинили высшее руководство в конфликтах с женщинами — журналистками, две из которых, несмотря на многочисленные награды, покинули службу в знак протеста и опубликовали свои посты с критикой в фейсбуке.

«Совет BBG, государственный департамент и Белый дом должны слушать этих известных женщин. Их храбрость, поднять голос против плохого руководства, должна быть оценена. На их жалобы должны обратить внимание в Белом доме, государственном департаменте и Конгрессе США», — говорится в письме BBG Watch.

Самое интересное, что все эти журналисты вовсе не противники прозападной ориентации. Более того — все происходящее они считают какой-то аномалией, ошибкой, истекающей из неправильной оценки ситуации и считают, что подобного рода ошибки как раз таки и вредят прозападным настроениям, нивелируют так называемые «западные ценности». Они никак не могут понять, что объективными и беспристрастными западные СМИ никогда и не были. Их главной задачей всегда было создание необходимого общественного мнения. Самые лучшие примеры этого приводит никто иной, как действующий сегодня президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп, которому на каждом углу приходится кричать о необъективности и пристрастности собственных СМИ и пытаться разоблачать их фейковые новости.

Сегодня трудно сказать знакомы ли Дональд Трамп и журналисты грузинской службы Радио «Свободы» со знаменитой некогда статьей Ленина «Партийная организация и партийная литература». Возможно, сегодня ее и подзабыли, но в Советском Союзе она была обязательной для всех. К Ленину сегодня можно относиться как угодно: одни его обожествляют, другие демонизируют, но парадокс ситуации заключается в том, что в своей статье идеолог марксизма и основатель советского государства категорически отрицал объективность и независимость западной культуры. Так называемую свободу в западном обществе он назвал завуалированной зависимостью от денежного мешка. Вот и выясняется, что журналисты с радио, которое носит название «Свободы» в своей деятельности и творчестве «свободны» могут быть только до тех пор, пока четко и ясно выполняют указание хозяев из-за океана, которые платят им не за «объективность и беспристрастность», а за «нужность и полезность».

Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для EADaily

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2018/02/10/leninskiy-princip-partiynosti-gruzinskoy-zhurnalistiki
Опубликовано 10 февраля 2018 в 15:04
Все новости

18.10.2018

Загрузить ещё
Актуальные сюжеты
Нажмите «Нравится»,чтобы
читать EurAsia Daily в Facebook
Нажмите «Подписаться»,чтобы
читать EurAsia Daily во ВКонтакте
Спасибо, я уже с вами