• USD 59.34 +0.27
  • EUR 69.60 -0.05
  • BRENT 62.27

Премьер-министр: В Литве практически неограниченная свобода слова

Саулюс Сквернялис. Фото: baltnews.lt.

Премьер-министр Саулюс Сквернялис заявил в интервью радиостанции Ziniu radijas, что в Литве «свобода слова практически неограниченная». Сквернялиса попросили прокомментировать факт, что организация «Репортёры без границ» в традиционном Рейтинге свободы СМИ в странах мира поместила Литву на 36-ю позицию, на ступеньку ниже, чем прежде. Эксперты утверждают, что «риск вызывает слабые экономические возможности литовских СМИ и интересы крупного бизнеса».

«Я полагаю, что у нас имеется практически неограниченная свобода слова», — заявил Сквернялис в четверг. Всё же, по его словам, «трудно говорить о свободе тех средств массовой информации, владельцы которых напрямую связаны и с другими видами бизнеса». При этом премьер подчеркнул, что, невзирая на предназначение СМИ критиковать власти, правящие политики также имеют возможность высказывать свою позицию по существу и в любом месте. «У нас действительно выслушивают другую сторону. Я считаю, что целенаправленных или тенденциозных статей, мнений появляется всё меньше», — добавил премьер.

Напомним, что недавно власти Литвы распорядились конфисковать прямо в типографии в Вильнюсе тираж книги российской журналистки Галины Сапожниковой «Кто кого предал. Как убивали СССР, и что стало с теми, кто пытался его спасти». На самого автора завели дело за «отрицание оккупации и советской агрессии». 8 марта в вильнюсское издательство Politika (его сотрудники в этот момент чествовали своих коллег-женщин) вломились люди в штатском. Владелец издательства Повилас Масюлёнис поведал прессе, что в гостях у него побывали 11 человек — они изъяли остатки тиража. Вместе с книгами была вынесена компьютерная техника, в той или иной степени имевшая отношение к переводу, редактуре и полиграфическому процессу.

Особо отметим, что издатель Масюлёнис из-за своей деятельности и ранее оказывался жертвой государственного вмешательства. Например, в своё время он стал фигурантом судебного дела о книге Витаутаса Петкявичюса «Корабль дураков», в которой автор вскрыл некоторые скандальные секреты государственного строительства Литвы и выставил в неприглядном свете людей, которых считают едва ли не национальными героями. «С мужественным издателем Повиласом Масюленисом, который отважился не только опубликовать мой текст, но и написал предисловие, мы лично не знакомы. А звонить ему сейчас по телефону — всё равно, что подвести человека под приговор: контакты с персоной, официально признанной опасной для литовской государственности, в нынешней Литве явно будут иметь последствия. Буквально только что покинул свой пост вице-спикер сейма Миндаугас Бастис — службы безопасности обвинили его в связях с российскими бизнесменами и журналистами…» — подчёркивает Сапожникова.

Напомним также, что несколько лет назад литовский политик Альгирдас Палецкис подвергся судебным преследованиям за то, что поставил под сомнение официально принятую версию вильнюсских событий 13 января 1991 года, согласно которой все раненые и погибшие у городской телебашни пострадали от действий советских войск. Согласно собранной им информации, все эти жертвы — на совести у литовских националистов, которым требовались «сакральные агнцы», чтобы «навесить» их на советских солдат. После того как Палецкиса оправдал суд первой инстанции, судебные слушания были возобновлены — и в итоге под давлением властей был вынесен обвинительный приговор, на политика наложили крупный денежный штраф.

Как сообщало ранее EADaily, в начале апреля литовский регулятор на месяц приостановил вещание «ТВ Центра». В Литовской комиссии по теле- и радиовещанию (ЛКТРВ) пришли к выводу, что сюжет программы «В центре событий с Анной Прохоровой» о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе нарушил «Закон об информации». Речь идет о статье 19-й данного закона, запрещающей «распространять дезинформацию и разжигать ненависть». Показанный сюжет, по мнению ЛКТРВ, был «односторонним, необъективным, и клевещущим на литовское государство, борцов за его свободу и их семьи». Также авторы передачи якобы «манипулировали данными» и утверждали, что выход Литвы из состава Советского Союза был незаконным и проходил в нарушение международных норм, упоминали об угрозах уничтожения русскоязычного населения. В сюжете утверждалось, что весь фундамент современного литовского государства построен на лжи о тех днях. «Базируясь на этих утверждениях, выход Литвы из Советского Союза и события 13 января 1991 года подаются в негативном ключе», — отмечает ЛКТРВ.

Данный орган и ранее неоднократно заявлял о «нарушениях» в сюжетах российских телеканалов, посвященных событиям 1991 года. Так, в марте 2014 года комиссия заявила, что в программе канала «НТВ мир Lithuania» «Осужденные. Ловушка для группы „Альфа“» прозвучала «ложная информация» о событиях 13 января 1991 года — на основании чего было принято решение на три месяца запретить ретрансляцию программ телеканала. После сигнала от Еврокомиссии, о том, что Литва может нарушить права ЕС, ЛКТРВ сняла все ограничения на трансляцию. В ноябре 2016 года комиссия приняла решение на три месяца приостановить ретрансляцию российского канала «РТР Планета», запрет истек 21 февраля. Власти республики заявили, что санкции к телеканалу были применены после трех нарушений, зафиксированных в 2016 году в эфире ретранслируемых программ. Сейчас в Литовской комиссии по теле- и радиовещанию задумались о том, как вновь наложить прекратившие свое действие больше месяца назад ограничения на показ телеканала «РТР-Планета». В ЛКТРВ заявили, что намерены дать оценку «ток-шоу „Поединок“ с Владимиром Соловьевым», в котором депутат российской Думы Владимир Жириновский отрицает право бывших советских республик на самостоятельность и независимость и обещает силой восстановить бывшие границы СССР".

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2017/04/27/premer-ministr-v-litve-prakticheski-neogranichennaya-svoboda-slova
Опубликовано 27 апреля 2017 в 22:29
Все новости

20.11.2017

Загрузить ещё
Аналитика
Одноклассники
Нажмите «Нравится»,чтобы
читать EurAsia Daily в Facebook
Нажмите «Подписаться»,чтобы
читать EurAsia Daily во ВКонтакте
Спасибо, я уже с вами