Посол Швеции в Латвии Хенрик Ландерхольм дал интервью изданию «Бизнес-Вести», в ходе которого рассказал об актуальных проблемах во взаимоотношениях двух стран. Он признал, что разница в уровне жизни привлекает в Латвию шведских предпринимателей, которых интересует местная дешевая рабочая сила.
«Взаимоотношения Латвии и Швеции нельзя определить однозначно, в их развитии бывали разные этапы. Случались и разногласия, бывали разные взгляды и оценки тех или иных событий и явлений. Однако сейчас налицо тенденция к сближению: разница в видении многих вещей уменьшается, уровень экономического развития понемногу выравнивается, многие интересы у нас становятся общими. Особенно это проявляется в вопросах, связанных с бизнесом. Так, обе страны ориентированы на экспорт, поэтому для наших стран важен общий рынок, которым являются страны ЕС. Для Латвии и Швеции важны четкие и приемлемые правила игры на рынке. Поскольку наши страны очень зависимы от экспорта, для нас очень важно, чтобы торговые договоры обеспечивали минимальные ограничения и по экспорту, и по импорту. У Латвии и Швеции имеются общие интересы в Соглашении о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве между США и Евросоюзом (так называемом TTIP). И нам, и вам выгоден свободный оборот товаров, капитала, рабочей силы — это стимулирует развитие и обогащение наших стран. И по многим другим вопросам у нас нет противоречий, мы выступаем как друзья-партнеры», — заявил посол.
▼ читать продолжение новости ▼▼ читать продолжение новости ▼«Я всегда подчеркивал, что быть послом Швеции в Латвии несложно, поскольку у нас есть множество интересов, которые нас объединяют, подвигая к сотрудничеству во многих областях. Своего рода индикатором в этом смысле может послужить отличное транспортное сообщение, установленное между нашими странами. Это и авиарейсы — не только из Риги в Стокгольм, но и в Орландо, Гетеборг и другие города Швеции, в которых задействованы три авиакомпании: SAS Sweden, airBaltic и Norwegian Airlines. Очень важно грузовое и пассажирское судоходство между Латвией (Вентспилс и Лиепая) и Швецией. Хочу подчеркнуть, что Швеция очень заинтересована в расцвете Латвии. В этом случае мы имеем более обширное поле для сотрудничества, имеем возможность создавать товары с прибавочной стоимостью в разных сферах бизнеса. К сожалению, пока в этом смысле еще имеются некоторые проблемы, связанные в первую очередь с разным уровнем благосостояния в Латвии и Швеции. Хотя, с другой стороны, то, что зарплаты в Латвии намного ниже, чем в Швеции, во многом стимулирует интерес шведских предпринимателей к Латвии. Кстати, на сегодняшний день на шведских предприятиях, расположенных в Латвии, работают 18−20 тысяч жителей Латвии», — отметил дипломат.
Хенрик Ландерхольм напомнил: «С начала 1990-х годов Швеция в Латвии — крупнейший инвестор (20% от общих инвестиций, в то время как инвестиции других стран не превышают 10%). Импорт-экспорт не на таком высоком уровне, как инвестиции, тем не менее тоже имеется тенденция к росту. Так, за период с января по июль экспорт Латвии в Швецию возрос на 9,3%. В свою очередь, шведский импорт в Латвию увеличился за тот же период на 7,3%. Если говорить о месте в экспорте, то Латвия для Швеции (и наоборот) занимает примерно 5−10-е места. Одна из причин — разница в покупательной способности: шведские товары слишком дорогие для жителей Латвии. Во всяком случае, пока. Экспорт составляют, главным образом продукты питания, древесина, а также механические изделия. Что касается продуктов питания, то очень популярна в Швеции латвийская курятина: бройлеры, свежие (охлажденные) или замороженные. Я лично считаю, что в смысле латвийско-шведского (и наоборот) экспорта самый большой потенциал именно у рынка продуктов питания»
Как известно, Прибалтика уже в течение многих лет считается «вотчиной» шведских банков. В связи с этим посол отметил: «Как известно, после кризиса 2008−2010 годов общая политика кредитования, в том числе предпринимательской деятельности, претерпела определенные изменения. Если до кризиса рынок кредитования был намного более гибким и открытым, что, возможно, послужило пусть не единственной, но одной из причин, из-за чего вообще возник этот кризис — сегодня банки проявляют намного большую осмотрительность, чем раньше. Что касается шведских банков, то их политика не меняется в зависимости от того, идет ли речь о кредитовании шведских предпринимателей, или латвийских. Банки в принципе стали более осторожными, это общая тенденция. Но при этом шведские банки по-прежнему остаются популярными в Латвии, им принадлежит примерно 60% всего банковского сектора. Конкуренция, правда, возрастает, но это тоже хорошо».