Глава администрации Хабезского района Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков заявил об отставке со своего поста и намерении баллотироваться в депутаты районного законодательного собрания. Эксперты сейчас рассуждают, чем вызвано такое решение муниципального главы. Из всех возможных вариантов видится наиболее реальным один: депутатство даст Рауфу Арашукову иммунитет, а следовательно, и возможность промолчать о некоторых делах его клана, который в КЧР иначе как «газовой империей» и не называют. В орбите этой империи были Ставрополье, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан. Некоторые важные события на Северном Кавказе грозят поставить будущее этой империи под серьезный удар.
Из глав района — в районные депутаты
Глава администрации Хабезского района Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков, сообщил, что уходит с занимаемой должности. Об этом сказано на его странице в Instagram.
Также Арашуков отметил, что его отставка с поста руководителя района отнюдь не означает «отхода от забот и хлопот» родного ему района. При этом он планирует зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты районного совета Хабезского муниципального района. «Уверен — если мне окажут доверие мои земляки, смогу им принести пользу. Я был и остаюсь патриотом и сыном своей малой Родины, ее проблемы и радости в моем сердце, и я и впредь буду делать все возможное для процветания земли моих предков!», — заявил Рауф Арашуков в интервью порталу «Кавказская политика».
С его слов, он хочет заниматься больше общественной деятельностью и трудиться во благо народа, района и республики, поскольку «работа в администрации ограничивает во времени, а мне хочется работать напрямую с людьми, заниматься общественной деятельностью».
«Однако подобное заявление отдает лукавством, поскольку на Кавказе никакой глава не оставит свое место, вдруг озаботившись исключительно интересами местных жителей. Да и простой депутат районного собрания не может помочь людям больше, чем глава и полновластный хозяин района, — замечает аналитический портал OnKavkaz. Как утверждает издание, учитывая, что в марте истекают полномочия главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова, ряд аналитиков сделал предположения, что Арашуков намеревается биться за кресло главы республики. «Однако сам Арашуков эти версии отверг и заявил, что не претендует на пост главы КЧР. «Я — представитель черкесской национальности. Если я начну сегодня претендовать на кресло главы республики, то могут начаться противоречия и конфликты. Я этого допускать не хочу», — заявил Арашуков, четко отметив, что шансов возглавить республику у него, как у черкеса, нет».
Птенцы гнезда Хаписрокова
Семья Арашуковых — один из центральных властных кланов КЧР. Арашуковы родом из села Хабез, расположенного в предгорной части КЧР в 33 километрах от Черкесска. По данным ряда СМИ, своему возвышению Арашуковы обязаны своему односельчанину Назиру Хапсирокову — бывшему завхозу Генпрокуратуры РФ и высокопоставленному сотруднику администрации президента РФ, человеку, которого экс-генпрокурор РФ Юрий Скуратов назвал «серым кардиналом Генеральной прокуратуры».
Как сообшает газета «Версия», «серый кардинал» Хапсироков способствовал избранию в 2003 году на пост президента КЧР своего протеже Мустафы Батдыева. В КЧР считалось, что через Хапсирокова Арашуковы воздействовали на Бадтыева и наращивали свой политический и экономический вес. Влияние Арашуковых при Батдыеве и в самом деле возросло: глава семейства Рауль Арашуков с 1998 года считается неформальным «газовым королем» КЧР. В октябре 1998 года Рауль Арашуков назначается директором филиала ООО «Газпром межрегионгаз» (тогда ООО «Межрегионгаз») в Ставропольском крае, а в октябре 1999 — генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ранее ООО «Ставропольрегионгаз»). В феврале 2007 года Рауль Арашуков назначен первым заместителем генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». В обязанности заместителя, среди прочих, входило регулирование взаимоотношений с органами исполнительной и законодательной власти всех регионов, входящих в зону ответственности компании: Кабардино-Балкарии, Карачево-Черкесии, Ингушетии, Дагестана. В апреле 2007 года к владениям «газового короля» прибавилось ОАО «Ставрополькрайгаз», которое обслуживает более 31 тысяч км газовых сетей Ставрополья. В начале декабря 2010 года Раулю Арашукову было доверено руководство третьей компанией — ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Сын газового короля Руслан Арашуков по протекции отца 21 февраля 2014 года был назначен гендиректором филиала ООО «"Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Карачаево-Черкесии. На тот момент Руслану Арашукову было 27 лет. Другой сын, Рауф, тоже начал серьезную карьеру с совсем молодых лет. В администрацию Хабезского района КЧР он попал в 23-летнем возрасте (!). До этого, по данным ставропольских СМИ, он также блистал как редкое «молодое дарование». В 18 лет — депутат Ставропольской городской думы, член постоянной комиссии Думы по собственности. В 21 год — министр труда и социального развития КЧР, в 24 года — депутат Народного собрания КЧР и вице-премьер правительства, а через год — глава Управления федеральных автомобильных дорог в КЧР, которое до него возглавлял нынешний глава КЧР Рашид Темрезов.
Газ и «клопы»
Как видно, политические телодвижения Арашуковых-младших всегда зависели и зависят от положения их клана в настоящий момент и того, в каком габитусе находится глава рода — Рауль Арашуков. Очень нервным для клана оказался 2014 год. Сначала Раулю Арашукову предъявили претензии правоохранительные органы. 28 января 2014 года в ставропольских СМИ была опубликована информация, что «газовый король» КЧР попал в оперативную разработку правоохранительных органов после ареста экс-главы МРСК Северного Кавказа Магомеда Каитова. В разработке у Фемиды клан находился давно: в 2010 году в отношении Рауля Арашукова было возбуждено уголовное дело по статье 159 («Мошенничество»). Черкесского властного магната заподозрили в хищениях по газораспределительным сетям. Как сообщали источники в КЧР, Арашуков создал семь подставных организаций («клопов»), на счета которых он выводил выплаты от потребителей газа. В итоге, все деньги от потребителей приходили к родственникам Арашукова — гендиректорам «клопов», а газосбытовая компания стала на глазах чахнуть, получая вместо денег пустышки в виде дисконтных векселей. Уголовное дело, впрочем, было странным образом замято.
«Ось» с Кадыровым и Муртазалиевым
Следующий удар (точнее, серия ударов) — дагестанское направление работы Арашуковых. Дело в том, что в свое время благодаря хорошим отношениям с президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым Раулю Арашукову удалось втянуться в газораспределительную отрасль Дагестана и даже переключить ее на себя. Именно так. По словам дагестанских газовиков, все тендеры на поставки для газовых предприятий Дагестана стали выигрывать дружественные Арашукову компании, в результате чего коммерческие расходы структур «Газпрома» в Махачкале серьёзно выросли, а «арашуковцы» заметно обогатились.
Как сказал инженер 1-й категории по учёту газа ТУ Махачкалы ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Умар Умаров, все преобразования Арашукова были направлены на то, чтобы дагестанские газовые сети были сданы в аренду арашуковской структуре, а сам «газовый король» впоследствии смог бы диктовать цены на газ дагестанцам на своё усмотрение. Однако черкесская экспансия в газовую сферу Дагестана потерпела крах в 2011 году, несмотря на хорошие отношения Арашукова с Магомедсаламом Магомедовым. Во-первых, дагестанские газовики поднялись на акции протеста. Во-вторых, вмешался вице- премьер правительства РД Магомедгусен Насрутдинов. Газ считается в Дагестане вотчиной Насрутдиновых, отец Магомедгусена Насрутдинова Насрутдин Насрутдинов — один из основателей газовой отрасли Дагестана. Сигналы насчет Арашукова пошли «наверх». Казалось, трон под «газовым королем» шатается. И здесь Арашукову снова улыбается удача: 19 января 2014 года Насрутдинов был задержан в Москве сотрудниками центрального аппарата ФСБ и главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России по обвинению в мошенничестве при сделке по продаже газовых сетей. Срок ареста Насрутдинова продлевается с января 2014 года, тем самым, предоставляя Арашукову возможности для выстраивания нужных их клану диспозиций на фронте войны за дагестанский газ. К примеру, еще в 2013 году Рауф Арашуков задружился с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, ездил в ноябре 2013 года вместе с Кадыровым в Абу-Даби, где Кадыров встречался с деловыми магнатами арабского мира. Кроме Рауфа Арашукова, в ноябре 2013 года в Абу- Даби летал глава дагестанского отделения Пенсионного фонда Сайгид Муртазалиев — еще один влиятельный друг Рауфа Арашукова и близкий конфидент Кадырова. Есть информация, что с Муртазалиевым Арашуковы сошлись по линии экс- президента КЧР Мустафы Батдыева — нынешнего руководителя отделения Пенсионного фонда в КЧР и тогдашнего коллеги Муртазалиева по ПФР. Во время этой поездки во властных кругах КЧР ходили слухи, что эта троица обсуждала в Абу-Даби перспективы возможного выдвижения Рауфа Арашукова в главы Карачаево-Черкесии.
В Дагестане разговоры вокруг этой поездки также велись. Дагестанцы высказали мнение, что Кадыров и Арашуковы хотят выдвинуть Сайгида Муртазалиева в главы Дагестана (после волгоградского теракта 21 октября 2013 года, совершенного дагестанкой Асияловой, над действующим главой региона Рамазаном Абдулатиповым сгустились тучи). Также дагестанцы говорили, что Арашуков через Муртазалиева уже вовсю подводит под себя газораспределительную систему Дагестана и «копает» под Магомедгусена Насрутдинова. Что, как видим, подтвердилось в январе 2014 арестом Насрутдинова и последовавшей политической опалой влиятельного некогда кумыкского политика. Уход с политической арены клана Насрутдиновых настроил против Арашуковых и Муртузалиева многих видных дагестанских политиков. Слухи о тайных переговорах между черкесским кланом и «Голодным чемпионом» Муртазалиевым не пришлись по душе также Абдулатипову и стоящей за ним группой «Сумма». Политическое усиление Муртазалиева означало, что основная часть нефтегазовых потоков перейдет под контроль «оси» Арашуковы — Кадыров — Муртазалиев, а это било напрямую по интересам «Суммы».
Людвиг Витгенштейн: «О чем не следует говорить, о том стоит молчать»
Вернемся к решению Рауфа Арашукова оставить пост главы Хабезского района. Среди озвученных мнений экспертов, одна из самых ходовых — стремление газового принца стать членом Совета Федерации от КЧР. Кресло сенатора от КЧР сейчас занимает черкесский политик и бизнесмен Вячеслав Дерев. По республике ходят слухи, что Дерев, возможно, скоро сложит свои полномочия и тогда, возможно, для Арашукова будет открыт «проход» в сенат. Но для этого есть два «но». Во-первых, по принятому в 2013 году закону о формировании СФ, Арашуков должен обладать депутатским мандатом либо муниципального, либо республиканского уровня. До общереспубликанских выборов, которые пройдут 13 сентября — не так уж и долго, но судить заранее об их результатах — все равно, что делить шкуру неубитого медведя. Во-вторых, Деревы и Арашуковы долго враждовали и заключили перемирие лишь год назад. Дерев обладает достаточным влиянием на республику, чтобы «запороть» «совфедовские» намерения Арашукова, если заподозрит неладное или ему что-то не понравится. Кроме того в марте 2016 года истекает срок полномочий главы КЧР Рашида Темрезова. К смене власти в таких республиках как КЧР готовятся заранее, просчитывая возможные комбинации и расклады. Если что, Дерев вряд ли станет подставлять плечо своим недавним недругам Арашуковых.
Впрочем, версия с возможным стремлением Рауфа Арашукова к депутатству — наиболее вероятная. У Арашукова, который уже несколько раз был депутатом и умеет организовывать пиар-кампании вокруг своего любимого клана, есть все шансы пройти как в собрание родного района, так и в Народное собрание. Получив мандат, Арашуков получит главное — иммунитет от уголовного преследования (муниципальные и региональные депутаты больше защищены от правосудия, чем те же чиновники). А вероятность бесед с правоохранителями для него очень высока. Во-первых, его друг Сайгид Муртазалиев находится в международном розыске, делами теневой «империи» Муртазалиева занимается Следственный комитет, а в «империи» «Чемпиона» Арашуковы — одни из главных фигурантов. Во-вторых, Арашуков опасается, что по интересам их клана ударит противостояние глав СКР и МВД РФ с Рамзаном Кадыровым, который одновременно друг и союзник и Сайгида Муртазалиева, и клана Арашуковых. В-третьих, Арашуковы с явной тревогой смотрят на кадровые чистки в соседнем Ставрополье, где на днях был задержан сотрудник администрации Кавминвод Михаил Бондаренко, и осужден на тюремное заключение за мошенничество и крупные хищения экс-министр спорта края Виктор Осипов.
Арашуковых дело Осипова касается напрямую: в 2011−12 годах отец семейства Рауль Арашуков выделил деньги на развитие футбольного клуба «Динамо — Ставрополье», который потом ликвидировался, поскольку деньги на развитие клуба ушли в неизвестном направлении. В исчезновении средств на клуб признали виновным экс-министра спорта Ставрополья, а «распил» может быть только многосторонним.
Как говорят в КЧР, клан Арашуковых может быть ценным свидетелем по делу об убийстве депутата парламента КЧР Расула Богатырева и его шестерых друзей, которое произошло в ночь на 11 октября 2004 на даче депутата парламента КЧР Али Каитова. Находящийся сейчас в тюрьме Али Каитов — племянник бывшего гендиректора «МРСК Северного Кавказа» Магомеда Каитова, арестованного в декабре 2013 года и сейчас находящегося под домашним арестом. Также Али Каитов — зять бывшего президента КЧР Мустафы Батдыева. Через Батдыева Арашуковы решали вопросы своего клана, а бывший «держатель рубильника» Магомед Каитов был доверенным партнером в экономических (и не только) стратегиях клана.
Одним словом, влиятельному черкесскому клану, говоря языком Людвига Витгенштейна, есть, о чем промолчать. Скорее всего, намерение Рауфа Арашукова баллотироваться в районные нардепы — возможность для его клана сохранить жизненно необходимое молчание. Не исключено, что в скором будущем зарегистрируются в предвыборных списках его отец Рауль, брат Руслан, а также родная сестра Зарема. Зареме Арашуковой тоже есть, что сказать (точнее, промолчать) по газовым делам семьи: в филиале ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по КЧР она работает советником генерального директора по связям с общественностью. Гендиректор филиала — ее родной брат Руслан.
Аналитическая группа Северо-Кавказской редакции EADaily