О новом витке напряженности в зоне карабахского конфликта, о региональных амбициях Турции и внутриполитических передрягах в Азербайджане корреспондент EADaily побеседовал с российским экспертом, главным редактором журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждаром Куртовым.
Аждар Аширович, чем можно объяснить последнюю эскалацию в Карабахе? Вписывается ли обострение в логику нынешнего кризиса российско-турецких отношений?
Думаю, что действительно, без нажима со стороны Анкары на Баку в этот раз не обошлось. Азербайджан был рад, что Турция публично высказалась резко в отношении Карабаха.
Не могу отделаться от версии, что турецкие власти в условиях турбулентности Ближнего Востока решили пойти ва-банк. Их фактически слобоприкрытое военное вторжение в Иракский Курдистан и в Сирию, на территорию туркоманов — явно звенья одной цепи. А еще ведь поступают тревожные сообщения из Аджарии. Не захочет ли Анкара повторить то, что она уже один раз проделала с Северным Кипром? То есть ввести войска, создать квазигосударственность под предлогом защиты соотечественников, а зачем создать государства — вассалы.
Карабах в этом отношении, включая районы южнее, занятые армянами, тоже может оказаться частью этого замысла. Мы же не знаем о чем ведутся закрытые переговоры в Баку. Можно допустить, что Анкара в ответ на свою помощь Баку по Карабаху, попросит или потребует от Азербайджана предоставить ей территории для коридора к Каспию.
Анкаре, в свою очередь, нужно продемонстрировать Москве, что она в ответ на санкции России может найти партнеров и ввести контрмеры. Здесь следует также напомнить про переговоры по расширению проектной мощности газопроводов из Азербайджана для замены газа из России. Правда, как раз это «вилами на воде писано», нет в Азербайджане таких объемов газа, чтобы заместить Россию. Да и трубопроводы в одночасье не строятся. Но Анкара ведь не только с Баку, но и с Ашхабадом ведет переговоры.
Как на этот раз поведет себя Россия в этом новом витке дестабилизации?
В России сейчас непростая ситуация. Экономическое положение не из лучших. Много проблемных зон. Поэтому не в интересах России, чтобы к кризису на Украине и в Сирии, куда втянута Россия, прибавился бы еще и кризис в Карабахе. Скорее всего, Москва будет стараться дипломатическим путем избежать обострения и эскалации событий, чтобы потом не пришлось вмешиваться в горячий конфликт.
Как вы прокомментируете внутриполитическую обстановку в Азербайджане, чистки в аппарате МНБ страны, аресты шиитских лидеров? Есть опасность раскачки ситуации и кому выгоден возможный хаос?
Внутриполитическая ситуация в Азербайджане говорит о том, что эта страна, как и страны Ближнего Востока и Центральной Азии, оказалась втянута в общий круговорот, вызванной поведением США, исламистов и консервативных режимов Персидского Залива. А разве могло быть иначе? В Баку или в Астане надеялись, что они смогут остаться в стороне, «белыми и пушистыми»?!
Нет, они сами декларировали, что они часть исламского мира и тюркского проекта и теперь пожинают неизбежные последствия этого курса. Спохватились, начинают судорожно бороться со своими внутренними «супостатами», но метастазы болезни уже распространились по государственному организму. Ну зачистили в Азербайджане от радикалов исламистов одно селение, но ведь оно не уникально… Есть такие настроения в азербайджанском обществе, аналогичные тем, что вызвали бунты в Тунисе и Египте. Следовательно, может быть настало и время Азербайджана?
Азербайджан с одной стороны пытается поддержать Турцию в конфликте с Россией, помогая ей в транзите своих грузов в Центральную Азию, с другой позиционирует себя в качестве некоего посредника в возможном примирении Анкары и Москвы … Сможет ли Баку усидеть на двух стульях в конечном счете?
Посредником в отношениях Москвы и Анкары ни Баку, ни даже Астана не станут. Их вес на арене мировой политики слишком маловат для этой миссии, да и не нужны России никакие посредники.
Позиция Москвы предельна понятна: принесите извинения за содеянное, признайте свою вину, повинитесь, выплатите компенсацию России за самолет и семьям погибших. И тогда путь для улаживания конфликта будет открыт.
Беседовал Ашот Сафарян