Объявленная в СМИ подготовка к съемкам 16-серийного фильма «Золотая Орда» не вызвала особой реакции в российском обществе, но оживила и обрадовала притихший было лагерь татарских националистов. Впечатляет и размах, и бюджет будущей картины.
Продюсером сериала будет Рубен Дишдишян, создавший такие фильмы как «Брестская крепость», «Бой с тенью», «Мастер и Маргарита» и «Тарас Бульба». Бюджет «Золотой Орды» оценивают в 400 млн рублей, съемки начнутся в 2016 году.
Отмечу, что это не первый случай, когда столичные кинодеятели пытаются использовать «татарскую» тематику, чтобы воспользоваться перспективой финансирования из Татарстана. В Казани практически не снимают качественных исторических фильмов. Например, затратный (28 млрд рублей) «долгострой» «Теплые ветры древних булгар», снимавшийся режиссером Булатом Мансуровым с 1994 года и вышедший лишь в 2004 году, на мой взгляд, является крайне слабым фильмом, который у зрителя может вызывать лишь зевоту при его просмотре.
Другая «историческая» кинокартина — фильм «Зулейха» (2005) режиссера Рамиля Тухватуллина (бюджет 6 млн рублей) вошла в историю как самый русофобский и клеветнический пример того, как в Татарстане интерпретируют историю христианства в Поволжье. Учитывая такие «успехи» республиканского кино, власти в Татарстане решили: раз татарские режиссеры не в состоянии снять что-то интересное и запоминающееся, то отчего бы не пригласить столичных киномастеров, которые снимут фильмы на соответствующую тематику?
Так появилась картина «Сокровища О.К.» режиссера Дмитрия Коробкина, вышедшая на экраны в мае 2013 года, — навстречу предстоящей Универсиаде-2013 в Казани летом того же года. Сюжет фильма высосан из пальца и содержит незамысловатую историю любви на фоне поиска сокровищ казанских ханов. Конечный продукт при бюджете в $ 6 млн оказался провальным в прокате (собрал всего $ 1,4 млн), а отзывы были в массе своей негативными. Потерпев фиаско на фоне попыток представить что-нибудь «татарское» на федеральном киноэкране, в Казанском кремле стали думать, как выйти из этой серии неудач.
Желание реванша особенно усилилось после выхода фильма «Орда» (2012) режиссера Андрея Прошкина, посвященного мученическому пути московского митрополита Алексия и без прикрас представлявшего средневековые реалии татаро-монгольского ига на Руси в 14 веке. Несмотря на то, что картина не окупилась в прокате (при бюджете в $ 12 млн сборы составили $ 2,7 млн), художественный уровень и профессионализм оказались настолько высоки, что вызвали истерику у татарских националистов. Они углядели в сюжете «татарофобию и искажение исторического образа Золотой Орды».
Татарские историки тут же объявили, что хан Джанибек, о котором идет речь в «Орде», был демократом, при котором установились федеративные отношения с русскими княжествами. Самые смелые намекали, что нынешнему российскому правительству следует брать пример с Золотой Орды, «под властью которой Русь процветала».
Истерика в татарстанской прессе (которая сейчас почти вся является рупором татарской этнократии) сопровождалась подчеркиванием факта, что фильм продюсировала кинотелекомпания «Православная энциклопедия», которая входит в одноименный церковно-научный центр.
Видимо, желая показать правильный образ самого «демократического средневекового государства, которое проповедовало гуманизм и толерантность» (только так сейчас представляют в Казани Золотую Орду местные историки), решено было организовать нечто новое. По задумке стратегов из Казанского кремля будущий фильм «Орда» видится в качестве «нашего ответа Чемберлену». Учитывая лоббистские возможности Татарстана, не исключаю, что Министерство культуры России быстро убедят поддержать создание фильма бюджетными средствами, тем более что нынешний министр культуры РФ Владимир Мединский — частый гость в Татарстане.
Напомню для федеральной аудитории, что историю России в Татарстане с 1990-х годов преподают по своим, республиканским учебникам, где она сильно отличается от общероссийской версии. Собственно, в новой редакции единого учебника истории России, к правке которого приложил руку коллектив авторов из Татарстана во главе с небезызвестным Рафаэлем Хакимовым (вопрос, кто и почему согласился на эти правки, оставляю за скобками), уже исчезло упоминание татаро-монгольского ига, а истоки российской цивилизации видят теперь не только в Византии, но и в Золотой Орде.
Именно она видится авторам учебника основой для Московского государства. Соответственно, татаро-монгольское нашествие на Русь со всеми его зверствами, дикими грабежами и истреблением населения пытаются представить благом «для российской государственности». Последовательно и очень тонко внушается мысль, что русские вообще-то были не способны к объединению и созданию государства без Золотой Орды. Это напоминает «норманскую теорию», только в совершенно другом ее прочтении: если «норманисты» утверждали, что русские не могли построить свое государство без варягов, то «патриоты Золотой Орды» уверяют, что это было невозможно без татаро-монголов.
Я не могу промолчать и по поводу того, что в Казани теперь предпочитают не вспоминать, что первой жертвой татаро-монголов в 13 веке стала Волжская Булгария, а нынешнее поколение казанских татар, предками которых были булгары, даже антропологически не походит на татаро-монгольских завоевателей. Но в Казанском кремле хотели бы себя отождествлять не с порабощенной и уничтоженной татаро-монголами Волжской Булгарией, а с Золотой Ордой, которая более 200 лет «заставляла стоять русских на коленях». Это сильно тешит этническое самолюбование и национальное тщеславие.
Однако переписывать историю в Татарстане и дополнять общероссийские учебники местечковыми небылицами для татарской этнократии явно недостаточно. Необходимо и в массовом сознании россиян укрепить положительный образ Золотой Орды. А для этого — проверенный для Татарстана способ — нанять кого-нибудь из москвичей, которые справятся с этой работой.
Отмечу, что при нынешнем президенте Татарстана Рустаме Минниханове выработался новый стиль создания позитивного имиджа — «А ну-ка, сделайте мне фото, месье Жан…». «Национальные бренды» для Татарстана рисует теперь московская фирма «Апостол» Тины Канделаки. Реконструировать парки и скверы в Татарстан пригласили… 25-летнюю Наталью Фишман, бывшую помощницу руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова. И хотя особых достижений, кроме пиара и пафоса у девушки не видно (Год парков и скверов в Татарстане сопровождается скандалами с вырубкой деревьев), руководство Казани и республики пока довольно. Не исключаю, что специалиста Фишман и дальше будут использовать на благо Татарстана — на подобные вещи деньги в Казанском кремле всегда есть (это при госдолге более 90 млрд рублей).
Сказать наверняка, что выйдет из будущего серила «Золотая Орда», мы пока не можем. Состав заявленных в съемках актеров — Рената Литвинова, Федор Бондарчук, Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова — выглядит довольно внушительным для российской аудитории. Не уверен только, что российскому зрителю понравится сюжет, но зато он точно порадует исламистов и татарских националистов: 13 век, Золотой Ордой правит Берке, внук Чингисхана, который первым из династии принял ислам. Берке отправляет послов во главе с молодым племянником Менге-Тимуром в Киев, чтобы набрать 40 тыс. воинов для войны с Персией, а также выбрать нового великого князя после смерти Александра Невского. Для Киева это непосильно, и Менге соглашается уменьшить набор русских воинов, взамен требуя жену старшего брата Александра Невского, Устинью, себе в наложницы. Князь Андрей соглашается на позорную сделку, надеясь получить от хана ярлык на киевский престол. Вместе с Устиньей и 20 тыс. воинов в Орду отправляется и иконописец Николка, который полюбит молодую невесту самого хана Берке Айжу…
Ну, чем не сюжет? Налицо — страдания творческой (креативной) интеллигенции на фоне правления кровавых сатрапов и прочих гражданских катаклизмов. Опять же, любовь. Как говорится, любой товар за ваши деньги…