«Давшие клятву» — так называют в Панкисском ущелье Грузии людей, принесших присягу верности т.н. «Исламскому государству»* (ИГ*) и его лидеру — Абу Бакру аль-Багдади. Каковы планы ИГ* в кавказском регионе, и почему молодые люди все чаще уезжают на Ближний Восток — об этом и о многом другом корреспондент EADaily побеседовал с уроженцем Панкисского ущелья, членом ИГ* Абдулой, вернувшемся несколько меяцев назад из Сирии в Грузию.
Почему вы решили присягнуть «Исламском государству»*?
Наше решение о байате («араб». — клятва), в первую очередь, обусловлено пророчеством Корана о создании халифата. К этому нас обязывает ислам. Мы присягнули в верности ИГ*, чтобы воевать за жизнь мусульман, за их благополучие и укрепление «Исламского государства»*.
В Панкисском ущелье многие считают, что определенные силы занимаются вербовкой молодых людей. Как было в вашем случае?
Это неправда. В Панкиси нет вербовщиков. Я бы не подверг свою жизнь опасности ради денег. Мы едем в Сирию из-за веры.
Насколько я знаю, каждый член ИГ* обязан уехать в Сирию. Это правда?
Да. Но это касается не только принесших клятву, но и всех мусульман, потому что народу Сирии нужна наша помощь. Их убивают, пытают, и мы обязаны им помочь.
Но ведь «ИГ»* также убивает мусульман?
Кого вы подразумеваете под мусульманами — сторонников Асада, что ли? Они не мусульмане. Ни одна группировка, кроме ИГ*, не исполняет законов шариата. Они сотрудничают с Саудовской Аравией и Турцией. Были случаи, когда армия Асада или силы международной коалиции бомбили позиции ИГ* с территории, контролируемой другими группировками, например, Джабхат аль-Нусрой.
Почему вы вернулись в Грузию?
В Шаме (территория, подконтрольная ИГ*) шариат, а здесь моя семья. Я исполнил свой долг в Сирии и вернулся обратно. Но все принесшие клятву рано или поздно обязаны возвратиться в Халифат. Пока что это невозможно, поскольку наши семьи не хотят уезжать, они боятся.
Вы помогаете желающим уехать?
Если я захочу уехать в Турцию, зачем мне просить о помощи?
А как люди попадают в Сирию?
Как правило, переходят через турецкую границу. С турками в этом плане нет никаких проблем. Люди свободно передвигаются туда и обратно.
Вы хотите сказать, что турки не чинят никаких препятствий?
Если турецкие пограничники захотят, то даже воробей не сможет перелететь через границу. Например, когда я переходил, на турецко-сирийской границе стояли пограничники. Они знали, что мы переходим на территорию, подконтрольную ИГ*, но никаких препятствий не создавали. Обычно, они смотрят издалека и притворяются, будто не понимают, что происходит.
А сколько панкисцев принимает участие в боевых действиях на территории, подконтрольной ИГ*?
Точного числа назвать не могу, но речь идет о десятках человек. Большинство из них состоят в ИГ*, другие воюют в группировках панкисских лидеров, таких, как Муслим Маргошвили, Аль-Бара Шишани и др.
Недавно Грузия приняла закон, согласно которому, участие в незаконных вооруженных формированиях стало наказуемым. Как вы считаете, остановит ли ужесточение закона желающих уехать в Сирию?
Тот, кто хочет уехать — уедет. Но больше сюда не вернется. На мой взгляд, правительство не должно было принимать его. Мы ведь едем в Сирию для того, чтобы помочь нашим братьям. Если Грузии понадобится помощь, мы ведь должны встать и на ее защиту? Вспомните Гелаева, когда он со своими бойцами вошел в Абхазию.
Вы считаете своей родиной Грузию или «халифат»?
Халифат. Но мы живем в Грузии, и это наша страна. Если Грузия не пойдет против нас, то и мы не выступаем против нее. Но если нас будут притеснять, то мы обязаны защитить себя и в этом нам помогут многие мусульмане. Сейчас они едут на помощь в Сирию, но, если понадобится, приедут и сюда. Тем не менее, я не думаю, что ситуация накалится. Мы считаем, что «Исламское государство»* собирается начать переговоры с Грузией.
По поводу чего?
Переговоры о неприкосновенности принесших клятву. Если бы они не собирались мирным путем решать проблемы, то ситуация в Грузии давно бы накалилась. Мы не знаем подробностей, но все в Панкиси считают, что переговоры будут.
Кто будет выступать в роли переговорщика, Тархан Батирашвили?
Да.
Вы встречались с ним в Сирии?
Да, но я не хочу говорить на эту тему.
ИГ* объявило на территории Грузии т.н. «вилаят Гюрджистан». Что это значит?
Это значит, что Грузия стала частью халифата. Но это не значит, что мы будем призывать людей к терроризму. Наша обязанность — проповедовать ислам в Грузии.
А какие у вас планы в кавказском регионе?
В планах освобождение Ингушетии, Чечни, Дагестана и других мусульманских стран региона. Само собой, в этот перечень входит и Грузия, поскольку она является частью территории древнего халифата. Что касается других стран региона, таких, как Армения, со временем, ислам распространится и там.
У вас есть контакты с бойцами из Северного Кавказа?
Пока что нет.
Недавно арестовали представителя ИГ* в Грузии Аюба Борчашвили. Что вы думаете по этому поводу?
Правительство Грузии умышленно накалило ситуацию. Они хотят показать миру, что якобы борются с терроризмом. Однажды они уже расправились с мусульманами, я имею ввиду спецоперацию в Лапанкури. Сейчас все повторяется.
Что вы предпримете, если Борчашвили осудят?
Мы не имеем права что-либо предпринимать, пока не получим согласие от руководства ИГ*. Они обсудят этот вопрос и затем дадут знать.
Т.е. они в курсе всего происходящего в Грузии?
Разумеется. Они все контролируют, судьба каждого принесшего клятву решается там. Они обязаны помочь Борчашвили.
Какие у вас планы на будущее?
Я хотел поехать в Турцию на заработки, но грузинские пограничники меня не пропустили, наверное, боятся, что я снова поеду в Сирию. Я молодой парень, хочу жениться, чем я могу заняться в Панкиси? Здесь нет работы.
Как вы думаете, если проблема с трудоустройством в Панкиси будет улажена, молодые люди по-прежнему будут уезжать в Сирию?
Конечно. Пару дней назад уехал еще один молодой человек из ущелья. Желающих уехать не остановит ни одна сила…
*Террористическая организация, запрещена на территории РФ